Показываю, что видишь за бортом, пока идешь в рейсе на ледоколе по Северному морскому пути


Александр Кутлубаев. Капитан ледокола "Федор Ушаков" всматривается во льды Севморпути. Фото: Елена Чернышова.

Показываю путевые записки Андрея Паламарчука, моего начальника по National Geographic Россия (главного редактора) и друга. Вместе с фотографом Еленой Чернышовой (это ее фото здесь), они прошли по Северному морскому пути на ледоколе «Федор Ушаков».

За последние дни произошло слишком много слишком важных событий. Во-первых, мы вышли из сумрака. Почти две недели «Федор Ушаков» вез нас севернее 70° с.ш., из них больше недели – за 75-м градусом, и полярная ночь начала слегка угнетать.

Фото: Елена Чернышова.
Фото: Елена Чернышова.

Вчера в районе пролива Лонга мы пересекли 70-ю параллель в обратном направлении – и увидели солнце. Пусть на пару часов, но увидели!

Серо-белый лед и полынья в районе мыса Отто Шмидта. Фото: Елена Чернышова.
Серо-белый лед и полынья в районе мыса Отто Шмидта. Фото: Елена Чернышова.

Во-вторых, мы покинули зону льдов. Сначала поля белого однолетнего льда стали сменяться фотогеничным серо-белым, похожим на сырую штукатурку. Потом среди этой красоты стало попадаться все больше широких разводий, из которых то здесь, то там торчали головы нерп (фото не ждите, нерпы примечали нашу громадину издалека и ныряли с задержкой дыхания). С наступлением темноты вокруг нас плавали только блины – их поначалу плотный слой становился все разреженнее. Ночью, где-то у мыса Ванкарем, блинчики уступили место салу, но я уже спал, – а когда проснулся, за иллюминатором была уже чистая вода. (Официальное заявление для тех, кто решил, что автор этих строк сошел с ума: сало и блинчики – названия разновидностей плавучего льда.)

Блинчатый лед. К утру не останется и его. Фото: Елена Чернышова.
Блинчатый лед. К утру не останется и его. Фото: Елена Чернышова.

В-третьих, я впервые увидел белого медведя – на самом деле, даже пятерых – а Лена Чернышова некоторых даже сфотографировала. Это тоже произошло в проливе Лонга. Надо сказать, не только мы с Леной были в восторге: для большинства членов команды это тоже была первая встреча с мишками.

 Этот мишка был третьим из увиденных нами и самым любопытным. Фото: Елена Чернышова.
Этот мишка был третьим из увиденных нами и самым любопытным. Фото: Елена Чернышова.

Перед рассветом Чукотское море в качестве бонуса прислало к нам на борт стаю кайр – около полусотни птиц столпились на баке и в окрестностях (я написал знакомому орнитологу Мирославу Бабушкину из Дарвинского заповедника, он меня успокоил: птицы просто отдыхают).

 При ближайшем рассмотрении пингвины оказались кайрами. Фото: Елена Чернышова.
При ближайшем рассмотрении пингвины оказались кайрами. Фото: Елена Чернышова.

А уже перед самым Беринговым проливом нас приветствовали моржи.

Фото: Елена Чернышова.
Фото: Елена Чернышова.

В-четвертых, рано утром мы вошли в Берингов пролив, обогнув мыс Дежнева – самую восточную оконечность Евразии. В-пятых – и это, пожалуй, главное: Северный морской путь остался позади! Расстояние в 2194 миль (4063 километра) от мыса Желания до мыса Дежнева наш «Федор Ушаков» преодолел за 8 суток 9 часов 52 минуты, двигаясь со средней скоростью 10,9 узла (20,2 километра в час).

Северный морской путь позади, но наше путешествие продолжается: до Сахалина еще несколько дней по неспокойным морям Тихого океана. Пока я дописываю эти строки, по судовому радио раздается голос капитана: «Ночью ожидается усиление бортовой качки, экипажу и пассажирам выход на открытые палубы запрещен». Поглядим, что нас ждет дальше.

Вот здесь еще рассказы Андрея Паламарчука про этот рейс (и его инстаграм). А тут инстаграмм фотографа Елены Чернышовой.

В своем блоге Zorkinadventures собираю мужские истории и опыт, делаю интервью с лучшими в своем деле, устраиваю тесты нужных вещей и экипировки. А еще здесь – подробности деятельности редакции National Geographic Россия, где я работаю.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Завод АЗЛК разрушен? Да он сейчас круче чем был!

3 отличных кроссовера в которых можно спать в полный рост

Балаклавская ТЭС. Впечатлила не только местных. Мы гордимся нашей стройкой!